Религиозная экскурсия по о. Кижи Республика Карелия

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИЙ В РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕНТРАХ

Федорова Марина Владимировна

к. филос. н., доцент НГЛУ

Е- mail : mmm 0311@ rambler . ru

В последнее время мы наблюдаем рост интереса к религиозным представлениям других народов. Часто можно увидеть крещеного православного, который совершает духовное паломничество в тибетские монастыри. Возможно, данный факт обусловлен спецификой массовой культуры в условиях глобального информационно-коммуникативного пространства, в контексте которого происходит размывание границ локальных культур. Одним из последствий массовизации и универсализации культуры становится формирование так называемой новой религиозности. «Становится модно быть «верующим вообще», понемножку беря от всех религиозных традиций, ведь «все они что-то дают» . Как и любое явление, порождаемое в контексте массовой культуры, новая религиозность весьма противоречива. С одной стороны, ей характерна синкретичность, оторванность от своих культурных корней, деформация ценностного пласта, включая такие базовые религиозные ценности как вера, культ.

Однако было бы несправедливо оценивать только негативные стороны феномена новой религиозности. Осуществляемое в её границах знакомство с другими религиозными системами может стать основой для формирования межкультурной толерантности и взаимопонимания. Проблема межкультурного взаимодействия, осуществляемого с позиции «диалога культур» становится чрезвычайно важной в современных условиях. Основой такого «диалога культур» может выступить знакомство с другой религиозной системой и осознание её сходства и/или отличия от собственной религии.

Значимым механизмом осуществления подобного знакомства становится экскурсионная деятельность. Экскурсия, будучи составной частью всякого путешествия, определяет идейное и познавательное содержание туризма, который в последнее время развивается бурными темпами. Религиозный туризм – становится одним из важнейших направлений, приковывающий внимание многих исследователей . Экскурсии в религиозных центрах, знакомство с религиозными объектами становится неотъемлемой частью как религиозных туров, так и комбинированных туров культурно-познавательной направленности.

Экскурсовод – это сложная многогранная профессия, требующая от её представителей определенных знаний и навыков. Но организация экскурсий в религиозных центрах предполагает учет дополнительных трудностей, с которыми может столкнуться экскурсовод.

Организация экскурсий в религиозных центрах обусловлена рядом специфических черт. Например, уникальностью экскурсионных объектов, которые одновременно являются также религиозными объектами. К религиозным объектам относятся:

· культовые сооружения - монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

· природные объекты - святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;

· небольшие объекты культа - придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т. д.

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Понятия «святое место» и «религиозный центр» перекликаются друг с другом, хотя и не тождественны . Святое место - это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр - понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно.

Необходимо понимать, что совпадение в данном случае религиозных объектов с объектами экскурсионными накладывает определенные ограничения на проведение экскурсий. Например, на Афон и в ряд православных монастырей запрещен вход женщинам. В некоторые индуистские храмы могут попасть только индусы. В Мекку может совершить паломничество только мусульманин. Посещение мечети «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра)доступно только в определенный промежуток времени и через определенный вход (Магрибские ворота).

Когда-то некрещенным было запрещено оставаться на литургии верных. Правда сейчас вход открыт для всех, даже для нехристиан. Иногда требуется разрешение специальных духовных органов на проведение экскурсии. Так, чтобы попасть в некоторые римские катакомбы и познакомиться с особенностями раннехристианского культа и искусства требуется получить разрешение Папской комиссии по священной археологии.

Даже в открытых и доступных для экскурсантов религиозных центрах существуют правила поведения, которые необходимо учитывать, чтобы не оскорбить чувств верующих.В каждой религии существует свой определенный религиозный этикет, который определяет поведение в религиозном объекте.

Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением. Все остальные правила очень различны.

Другим важным моментом, определяющим специфику организации экскурсий в религиозных центрах, становится уникальность субъектов экскурсионной деятельности (речь идет, прежде всего, об экскурсантах), предъявляющей более строгие требования к дифференцированному подходу в экскурсионном обслуживании. Цели, которые преследуют люди при посещении религиозных объектов, довольно различны. Поэтому, организовывая экскурсию, формируя её содержательное наполнение нужно понимать, что, возможно, придется столкнуться с двумя основными группами экскурсантов.

Первая группа – это экскурсанты, интересующиеся религиозно-исторической, или искусствоведческой тематикой. Их привлекают главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают.

Вторую группу экскурсантов составляют верующие или паломники, если экскурсия организуется в рамках паломнического тура. Экскурсии, посещение музеев и выставок для них вторичная, сопутствующая задача или вообще их не интересуют. Паломников привлекает непосредственное участие в культовых действиях. Однако экскурсовод должен понимать, что на одной экскурсии возможно присутствие обоих групп экскурсантов.

Особенность психологии верующих людей (особенно это характерно для верующих авраамических религий) заключается в некоторой экзальтации поведения, догматизме мышления, категорическом утверждении эксклюзивности собственной религиозной системы. Данная особенность поведения должна быть учтена экскурсоводом при разработке текста экскурсии, формировании «портфеля экскурсовода», а также при использовании методов показа и рассказа. Необходимо, чтобы экскурсия была построена на объективном, но выдержанном в русле духовно-ценностных ориентаций данной религии, анализе.

Также нужно оценивать специфику национально-территориального расположения религиозного (экскурсионного) объекта. На территориях, где проживают верующие разных конфессий, могут находиться религиозные объекты нескольких религий. Поэтому необходимо учитывать ситуацию возможной этно-конфессиональной напряженности в регионе, которая может спровоцировать конфликт в группе экскурсантов, относящихся к разным конфессиям. Ярким примером, здесь могут быть религиозные объекты, находящиеся на территории Израиля. Эта страна является местом сосредоточения экскурсионного и паломнического интереса трех авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама). Христиан сюда привлекают религиозные объекты, связанные с деятельность Иисуса Христа. Однако почитаются также и религиозные объекты, относящиеся к ветхозаветной истории, которые также популярны в паломнической практике среди иудеев и мусульман. Можно вспомнить расположенную в Хевроне пещеру Махпела, в которой, согласно преданию, находятся захоронения праотцев Авраама, Исаака и Иакова и их жен Сарры, Ревекки и Лии (по некоторым преданиям - и могилы сыновей Иакова, и даже Адама и Евы).

Также примечательна могила царя Давида, с которой идентифицируют гробницу в помещении, оставшемся от церкви Благовещения, построенной крестоносцами на склоне Сионской горы. В XVIвеке мусульмане превратили это место в мечеть, так как преклонялись перед Эль Наби Дуадом (так в исламе называется царь Давид) как перед Великим пророком, и запретили вход туда евреям и христианам до 1948 года.

Столкновение интересов мусульман и иудеев также имеет место быть в другом важном для всех авраамических конфессий месте – на горе Мориа. Это место считается центром мироздания и по преданию здесь Авраам хотел принести в жертву Богу своего сына Исаака. Это гора называется в иудаизме также Храмовой горой, потому что здесь располагался когда-то иудейский Храм, и сейчас находится оставшаяся от него западная стена – Стена плача. Однако там же сейчас находится и одна из важных святынь мусульман – мечеть Купол Скалы, который обозначает место жертвоприношения Авраама. Кроме того, именно отсюда, где по мусульманскому преданию, Мухаммед совершил восхождение на небо на крылатом коне Аль-Бураке.

Для экскурсовода, проводящему экскурсию в местах с этно-конфессиональной напряженностью, нужно проявлять при разработке текста экскурсии и её проведении особый такт.

Другой специфической чертой организаций экскурсий в религиозных центрах, которую необходимо учитывать, является то, что религиозное искусство имеет ярко выраженную функцию сакрализации пространства. «Человек, попавший в собор, чувствует свою отрешенность от внешнего мира и пространства, что заставляет его невольно сосредоточиться на внутреннем молитвенном делании. Здание едино в своем идейном замысле как памятник духа, а не каких-либо других представлений», - пишет М.А. Ильин . Сам тип крестово-купольной базилики христианских храмов, ассоциирующийся не только с крестом, но и с телом Христовым; наличие иконостаса в православном храме, отделяющим алтарную часть от основной – все эти элементы стиля храмовой архитектуры несут важное смысловое значение. П. Флоренский отмечал, что алтарь в православном храме воспринимается как «пространство неотмирное», «духовное небо со всеми его обитателями». Границу между алтарем и храмом, небом и землей образуют живые символы единения двух миров, образующие стену иконостаса. Под иконостасом в его подлинном значении П.Флоренский понимает живую стену свидетелей Божиих, а основное назначение икон как главного элемента иконостаса - служить окнами в мир иной .

Сакрализация пространства с помощью различных видов религиозного искусства присутствует не только в христианских храмах. В основе внутреннего устройства синагог лежит конструкция Храма. Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы) – прообраз Святая святых в храме всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.

В основе художественного образа мусульманского архитектурного сооружения лежат принципы ритмического повтора одинаковых или подобных элементов, симметрии и зеркальности композиции архитектурных форм. В удивительных геометрических узорах мусульманских зданий представлены целые духовные концепции. Изображения включают и геометрический рисунок элементов человеческого тела, и формы растений, и геологические структуры, поэтому существует выражение «в геометрии проявляется Всевышний» . Сакральная геометрия культовой архитектуры ислама может даже воздействовать на чисто механические физические явления, усиливая их эффект. Если сказать что-нибудь шепотом под сводами мечети или медресе,- слова будут четко слышны в другом конце здания: звук фокусируется в центре сферы, (само здание имеет форму сферы), а затем отражается от стен.

Таким вещи необходимо учитывать при организации и разработке маршрута экскурсий, так как сакрализация храмового пространства налагает и некоторые ограничения. Так, нельзя заходить без благословения священника в алтарную часть православного храма. Более того, женщинам туда вход категорически запрещен, а мужчины могут входить только северный или южный вход. Непосредственно к иконостасу примыкает солея - возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон - центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также заходить не разрешается.

Существует и особенность показа религиозных объектов при экскурсии. Чтобы открыть глубинный сакральной смысл, заложенный в культовых постройках, необходимо строить показ в соответствии с религиозным замыслом этих сооружений. Например, смысл и значение мечети Купол Скалы могут быть поняты экскурсантами, если во время показа группа обойдет этот религиозный объект. По традиции мусульмане обходят Скалу семь раз. Также экскурсовод может воспользоваться материалами из «портфеля экскурсовода» и сравнить Куббат ас-Сахра со святыней ислама Каабой. Оба здания одинаково являются композиционным и смысловым центром архитектурно оформленного сакрального участка, предназначенного для совершения молитвенного обряда. В основу плана обоих сооружений положен квадрат. Обе постройки представляют собой объект культа, рассчитанный на круговой обход. Обе они ориентированы строго по странам света и заключают в своей композиции и планировке космогоническую идею. Архитектурная форма и Каабы, и Купола Скалы равным образом трактована как оболочка, скрывающая и укрывающая сокровище – святыню, окутанную непостижимой духовной тайной и религиозными преданиями. В Каабе это –священный Черный камень, в мечети Скалы это – купол, который в иконографии исламской архитектуры всегда прочитывается как образ небесной сферы – обители Бога; здесь Купол представляет также обитель, или «дом» объекта поклонения, святыни – священной Скалы. Еще одна общая и чрезвычайно важная черта обоих сооружений – драпировка конструкции. В Каабе это кисва – драгоценная периодически сменяемая ткань, драпирующая здание в знак сокрытия и оберегания святыни. В Куббат ас-Сахре это – нарядный наружный декор купола и стен, составляющий, теперь стационарную, драпировку священной постройки .

Таким образом, показ, сопровождаемый рассказом экскурсовода, помогает экскурсантам самостоятельно сделать вывод о значимости и святости мечети Купол Скалы для мусульман. Это способствует более глубинному постижению культуры и, как возможность, станет основой для полноценного межкультурного диалога.

Список литературы:

  1. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество . Памятники середины XVI века . Проблемы и гипотезы, идеи и образы М.: Искусство. 1980 г . 144 с.
  2. Прокопенко Т.А. Экономико-географический и исторический аспекты развития религиозного туризма. Автореф.на соиск.степ.канд.наук….2007.
  3. Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. –М.: Смысл, 2006. – 328 с.
  4. Сакральная геометрия [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://islamnaneve.com/mpage.php?p=art/geometryhttp://www.persia.ru/main/?page=443
  5. Флоренский П.А. Иконостас // Соч. в 4-х тт. - Т. 2. - М.: Мысль, 1999. - С. 419–527.
  6. Христов Т.Т. Религиозный туризм. Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 288 с.

  7. Шиммель А. Распознавание символов бога. Феноменологический подход к исламу [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL:

религиозный туризм паломнический экскурсионный

Туризм представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой их местожительства или работы. Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы .

Туризм может быть культурно-развлекательным, развлекательным, деловым, научным, лечебно-оздоровительным, спортивным, экологическим, экзотическим, экстремальным и т.д. Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма.

Всемирная организация по туризму (ЮНВТО) оперирует следующим определением понятия «турист». Турист - это лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды существования, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте.

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных традиций народа. В годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма. В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и в тоже время оставаясь объектами познания. Следовательно, религиозные ценности - это часть культурного наследия и объекты туризма. .

Из вышесказанного можно вывести следующее определение, что туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий.

Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды .

Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами: паломнический туризм и экскурсионный туризм религиозной направленности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) .

Паломнический туризм. Паломничество (pilgrimage) - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов .

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев - глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей .

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников .

Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Культовые места всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, произведения живописи и прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями .

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено ко дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь Папы римского.

Экскурсионные туры религиозной направленности. В рамках экскурсионных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках . Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.

В экскурсионных турах используются имеющиеся элементы туристской инфраструктуры - гостиницы и т.д. Экскурсионные туры религиозной направленности в отличие от паломнических, более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее, в некоторых турах участвуют как паломники, так и экскурсанты .

Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.

Если для группы религиозно-экскурсионного тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение . Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т.д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения.

Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур, прежде всего, мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован, прежде всего, познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т.д. .

Туристов, отправляющихся в религиозный тур можно разделить на несколько различных групп:

  • - Глубоко верующие - эти люди соблюдают все посты, отмечают праздники и хотели бы прожить в монастырях длительное время.
  • - Верующие люди - эта группа людей также отмечает большинство праздников, как правило, соблюдают посты, но не так строго как предыдущая группа. Они также готовы пожить в монастырях, но уже не столь длительный срок.
  • - Интересующиеся - люди, верящие в Бога, но не так строго относящиеся к церковной атрибутике. Они, как правило, не соблюдают постов. Им интересна сама жизнь в монастырях, но провести там какое-то время они не хотели бы.
  • - Люди, не интересующиеся религией как таковой, но который хотели бы ознакомиться с культовыми сооружениями, как с архитектурными памятниками. К этой группе так же можно отнести детей .

Для первых двух групп целью посещения религиозных святынь является молитвенное общение, труд, сборы пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господню, которые организовывало Российско-Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходиться на религиозные праздники. В наши дни эти два понятия слились вместе. Сейчас паломничество может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, по желанию паломников или в зависимости от возможностей места приема. Ведь в настоящее время многие церкви, соборы и монастыри разрушены и начали восстанавливаться только сейчас.

Для оставшихся групп характерны экскурсионные туры. Они, как правило, проходят в течение нескольких дней .

При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-познавательного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов.

Таким образом, религиозный представляет собой, с одной стороны, путешествие по религиозным местам, с другой стороны, деятельность, связанную с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к религиозным местам и святыням. Исходя из целей туристов, выделяются две основные формы религиозного туризма: паломничество и экскурсионный тур религиозной направленности.

Предлагаем паломнические экскурсии по России с компанией «Яроблтур». Программа поездок составлена таким образом, чтобы туристы, интересующиеся стариной русских храмов, могли познакомиться с архитектурой и историей сооружений, узнать о жизни монастыря, посмотреть на иконы.

Обратите внимание, что ввиду светскости мероприятия в планы не входят многочасовые службы с обязательным подходом к святыням. Однако верующие смогут поставить свечи, заказать молебен и приложиться к иконе сообразно обстоятельствам и наличию времени.

Однодневные экскурсии с рассказами о религии

Религиозные экскурсии в красивейшие храмы России, в целом, и Золотого кольца, в частности, направлены на ознакомление с зодчеством, традициями и историей православия.

Многие из предложенных туров, кроме религиозной составляющей, имеют и дополнительное «наполнение». Так, отправляясь в Вологду в Спасо-Прилуцкий Дмитриевский монастырь, вы познакомитесь с производством знаменитого вологодского кружева. Паломничество в Новоспасский монастырь совмещено с экскурсией по богатой усадьбе Шереметьевых. И даже такое православное событие, как «Яблочный спас» в Троице-Сергиевой Лавре от «Яроблтура», содержит исторические сведения о жизни Сергия Радонежского, как об исторической личности. Если же вас интересуют сооружения других конфессий, приглашаем в однодневную экскурсию «Мировые религии в Москве».

Религиозные туры являются особой, причем одной из самых древних, разновидностей туризма. Их участниками становится путешественники, отправляющиеся с определенными целями к святыням или местам, так или иначе связанным с различными религиями или учениями. Существует три вида религиозных туров:

  • паломнические. Главная цель их участников – поклониться святым для их веры местам и осуществить там положенные религиозные обряды;
  • познавательные. Данным видом религиозного туризма занимаются люди, интересующиеся или изучающие различные религии, наиболее массовыми среди которых считаются три: христианство, мусульманство и буддизм. Специально для таких туристов организуются экскурсионные путешествия религиозной тематики к святым местам или памятникам;
  • комбинированные. Достаточно часто, особенно если речь идет об отдаленных святынях или местах с ограниченным допуском, создаются группы из обоих перечисленных выше типов путешественников, которые носят название комбинированных.

Помимо трех основных мировых религий, существует большое количество разнообразных языческих культов, например, кельтских или славянских. Они также интересны значительному числу туристов. Познавательные и экскурсионные туры к знаменитому английскому Стоунхенджу, который считается святыней друидов, неизменно пользуются повышенным спросом.

Основные цели религиозного тура

В зависимости от вида религиозного тура, цели их участников могут значительно различаться. Для паломников, которые, как правило, являются людьми сильной веры, наиболее важным является поклониться святым местам. При этом в каждой религии существуют собственные обряды и названия подобному событию в жизни верующего: обретение благодати, проявление преданности или желание исцеления от физических или душевных терзаний. В некоторых случаях паломничество является обязательным атрибутом, свидетельствующим о новой ступени религиозного подвижничества и возможности приобретения какого-то поста или звания.

Для участников экскурсионных туров религиозной направленности основной целью является изучение различных религий. Это вовсе неудивительно, так как они сыграли важнейшую роль в развитии человеческой цивилизации, оказывая огромное влияние на всем ее протяжении. Поэтому практически невозможно оценивать любые серьезные исторические события без учета фактора религии и связанных с нею вопросов. Причем сказанное относится не только к политическим событиям. Общеизвестна роль, которую сыграли церкви и монастыри в развитии науки и распространении просвещения.

Паломничество и туризм

Существует множество разнообразных видов паломнических туров. Разработка их маршрутов и организация самого путешествия является крайне ответственным и серьезным мероприятием. Помимо решения обычных для туроператора вопросов (переезд, проживание, питание), необходимо установление контактов с представителями религии, к святыне которой организовывается тур.

Паломничество может быть как индивидуальным, так и семейным, вместе с ребенком или детьми. Кроме того, различают внутренние, то есть происходящие в рамках одного государства, или международные туры.

Целью паломничества может быть как посещение святыни, которое можно осуществить круглый год, так и присутствие в определенном месте в день святого праздника. В некоторых религиях, например, исламе, паломничество является обязательным, так как хадж должен осуществить каждый правоверный.

Особенностью паломнического туризма можно считать то, что главным для его участников выступает не степень комфорта, условий проживания или питания, а возможность приобщиться к святыне и выполнить соответствующие, чрезвычайно важные для человека обряды или произнести определенные молитвы.

Куда и почему едут паломники

Наиболее массовыми направлениями организации паломнических туров являются важнейшие города, связанные с возникновением и развитием трех основных мировых религий. Очевидно, что большая их часть находится там, где и в настоящее время исповедуют ту или иную веру.

Для православных главные маршруты паломничества пролегают в Иерусалим (Израиль), на Афон, расположенный в Греции, а также наиболее известные святые места стран Восточной Европы: Введенский монастырь (Сербия), Киево-Печерская лавра (Украина), Владимир, Москва, Суздаль (Россия).

Местами паломничества католиков являются Израиль с центром в Иерусалиме, а также Рим с расположенным в нем Ватиканом.

Ислам также разделен на два направления, у каждого из которых собственные места паломничества: для суннитов – Мекка и Медина, расположенные в Саудовской Аравии, а для шиитов – находящиеся на территории Ирака Кербела и Эн-Наджарф. Единым для них является почитание Иерусалима, как места зарождения их религии.

Большинство буддистов отправляются для паломничества на Тибет, а также в Китай или Индию. Именно там находятся главные святыни данной религии. В последние годы одним из направлений паломнических туров стал Иволгинский дацан, расположенный недалеко от Улан-Удэ.

Популярные направления религиозных туров

Направления наиболее популярных и массовых религиозных туров во многом совпадают с маршрутами паломничества. Это вовсе неудивительно, ведь паломники посещают, как правило, самые важные для возникновения и последующего распространения собственной религии места.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что для интересующихся или изучающих буддизм основными направлением путешествий являются Индия, Китай и, конечно же, Тибет. Католики, в соответствии с историей развития и распространений их религии, главное внимание уделяют Израилю и Италии, а также нескольким другим западноевропейским государствам. Для православия основными регионами считаются Иерусалим, Греция и остальные страны Восточной Европы, главным образом, Россия и Украина.

Ислам, так же как и христианство, разделен на две ветви: суннитскую и шиитскую. Для первой из них большая часть святынь сосредоточена в Саудовской Аравии и Израиле, для второй – на территории Израиля и Ирака. Общим для суннитов и шиитов, как впрочем, и для обеих ветвей христианства, является почитание Иерусалима, который, безусловно, является самым популярным направлением религиозного туризма.

Религиозные туры по России

На огромной территории России в разное время существовало большое количество различных религий и культов. Тем не менее, исторически сложилось, что значительная часть населения считает себя православными. Кроме того, в России находится большое количество связанных с этой религией святых мест.

В настоящее время большой популярностью пользуются самые разнообразные религиозные туры, целью которых является посещение наиболее значимых для православия мест: острова Валаам с находящимся на нем Спасо-Преображенским монастырем, Соловецких островов, где расположен известный мужской монастырь и множество других.

Путешествия могут быть рассчитаны как на один, так и на несколько дней, быть паломническими или экскурсионными. Организация религиозных туров, как правило, осуществляется при содействии и поддержке специальной службы при Московской Патриархии, которая рассчитывает таким образом увеличить уровень религиозного просвещения среди населения.

Для последователей буддизма главной отечественной святыней считается расположенный недалеко от бурятской столицы Улан-Удэ Иволгинский дацан, который представляет собой комплекс монастырей.

Введение

Экскурсия. С этим словом у каждого из нас связаны воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе человека, который бы за всю свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. В детском саду малышей водят в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, осенью – в ближайшую рощицу - полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по своему родному краю. Став взрослыми, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным, или еще раз увидеть уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Экскурсия для ее участников – интеллектуальное удовольствие, а для экскурсовода – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний и от того, владеет ли экскурсовод отточенной техникой ведения экскурсии, обладает ли талантом педагога и актера.

Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы и немногочисленные специализированные туры (например, охотничий и рыболовный) могут обойтись без нее. При организации остальных видов туризма – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

Тема моей экскурсии связана с православной религией. Современная молодежь имеет достаточно скудные знания о зарождении православной религии, ее истории, церковных праздниках, жизни и деятельности святых, поэтому цель моей экскурсии – рассказ о нравственно-этических основах православия; объяснение смысла обрядов и традиций Русской православной церкви, показ роли Русской православной церкви в истории России, знакомство студентов с домовым храмом БелГУ.

Религия занимает важное место в жизни человека. Многие из нас проходили в детстве обряд крещения еще до конца не осознав, что это такое и какова суть этого обряда. Другие сделали это уже будучи взрослыми, прекрасно понимая цель этого действия. Некоторые люди соблюдают все посты и религиозные праздники, пытаются жить по законам божьим.

Цель религии состоит в том, чтобы научить человека жить в гармонии с природой, самим собой и другими людьми, не наносить обиду ближнему своему, помочь ему перенестись из мира жестокой реальности в мир добра и красоты религиозных обителей.

Надо признаться, что в настоящее время в наш прогрессивный, суматошный век с его компьютерными технологиями религия все же стала отодвигаться на второй план, особенно в нашей стране. Не последнюю роль в этом сыграло уничтожение прекрасных по своей архитектуре культовых сооружение и запрещение проведения церковных обрядов. В 20 веке была предпринята попытка заменить церковную религию коммунистической. Но все же необходимо отметить, что в последние годы именно церковь стала прибежищем для многих россиян. Церковные общины становятся центрами духовного возрождения нации. Недаром нашу эпоху современники называют «вторым крещением Руси», что очень легко можно объяснить усталостью людей от разобщенности, безверия и агрессивности, меркантильности и жестокости.

В 1990-е годы началось формирование новой экскурсионной тематики, связанной с религиозным содержанием. Объектов показа для создания подобных экскурсий было предостаточно, несмотря на потери, понесенные церковью в разное время в связи с целенаправленным разрушением храмов. Сегодня экскурсии на религиозную тематику созданы в стране повсеместно. Экскурсии в храмы стали популярными как для прихожан различных приходов, так и для граждан, никогда ранее не посещавших церковь.

Глава 1 Особенности религиозных экскурсий

1.1 Сущность религиозной экскурсии и особенности методики ее подготовки

Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели и задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

В основу подготовки экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки: взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и системность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

Экскурсия имеет свою четко определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Тема в экскурсии – предмет показа и рассказа. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое.

Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. Цели подчиняется все, что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии.

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

В 90-е годы 20-го столетия в России вместе с переменами в политической и экономической жизни страны произошли серьезные изменения в общественном сознании по отношению к церкви. Религия вновь становится весомой общественной силой, способной влиять на политику, экономику, нравственность. Реставрируются и строятся новые церковные здания, резко увеличивается число прихожан в храмах, растет интерес к религии среди различных слоев общества.

Одной из форм утоления жажды знании по истории и таинствам религии являются экскурсии в храмы. В настоящее время преобладающее большинство из них организуется для школьников и студентов. Проведением экскурсий занимаются зачастую школьные учителя, многие из которых имеют отрывочные сведения о религии и не владеют методикой проведения экскурсий на религиозные темы. Это связано с тем, что пока еще нет широких возможностей где-либо с ней познакомиться, так как отсутствуют методические пособия и развитая система подготовки экскурсоводов, владеющих навыками проведения экскурсий на религиозные темы.

Экскурсионная методика складывалась в России на протяжении длительного времени. В 1916 г. в журнале «Русский экскурсант» была опубликована первая классификация экскурсий, включающая восемь ее типов и краткие методические указания по их проведению. Но в классификации отсутствовал тип экскурсий на религиозные темы, что легко можно понять. В те времена практически все граждане страны являлись прихожанами различных приходов. В школах учащимся преподавался закон Божий. Население России имело достаточно полное представление об истории религии, о святых, церковной атрибутике, церковных таинствах и праздниках.

В различных епархиях и монастырях существовали паломнические службы. Занимались они организацией паломничеств, но не экскурсиями по храмам, в которых не было потребности.

В 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Его председатель В.И. Ленин по отношению к религии взял на вооружение известное высказывание К. Маркса «Религия - опиум для народа». Партия большевиков объявила войну религии и на протяжении более 70 лет декрет 1918 г. служил основой для законодательных актов, определяющих отношение советской власти к религиозным объединениям и носители веры. Кто мог осмелиться организовывать экскурсии в храмы, которые повсеместно разрушались, превращались в складские помещения?!

Поэтому теоретики экскурсионного дела советских времен выделяли 8 типов тематических экскурсий: исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, среди которых не было и не могло быть экскурсий на религиозные темы.

В настоящее время назрела необходимость рассмотреть такие экскурсии как самостоятельный предмет исследования в связи с их реальным существованием в практике экскурсионного дела и ярко выраженными отличиями от тематических экскурсий других типов.

Подготовка экскурсии по храму, как и любой другой экскурсии, начинается с определения цели. Цель - это то, к чему стремится экскурсовод при проведении экскурсии, идеальное, мысленное предвосхищение результатов его просветительской деятельности. Цель определяет выбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, подбор литературные источников и текстов для цитирования. Четко сформулированная цель оказывает определяющее влияние на все содержание экскурсии.

В теории экскурсоведения указывается несколько основных целей, которые должны достигаться при проведении экскурсий: воспитание любви и уважения к Родине, трудовое воспитание, уважения к другим народам, эстетическое воспитание.

В экскурсиях по православному храму не потеряли своей значимости такие цели, как воспитание любви и уважения к своей Родине; эстетическое воспитание. Но можно указать и другие цели, свойственные экскурсиям по храмам. Некоторые из них: показ роли Русской православной церкви в истории России; ознакомление с нравственно-этическими основами православия; объяснение смысла обрядов и традиций Русской православной церкви.

Принятие христианства по византийскому обряду (православия) произошло на Руси в 988 году. Князь Владимир приказал уничтожить всех языческих идолов и исповедовать новую веру. Это была одна из основных вех в культурно-историческом и духовном развитии народов Российского государства. Многие известные литературные шедевры принадлежат перу церковных авторов. Усилиями священнослужителей создавались учебные заведения и библиотеки. Православная религия всегда составляла важнейший элемент культуры, непосредственно участвовала в формировании российской цивилизации. Именно православие сыграло важнейшую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, формировании Московского, а затем и Российского государства. Военно-политические последствия выбора веры оказались чрезвычайно велики.

В годину суровых испытаний, выпавших на долю Советского Союза в период Великой Отечественной войны, от помощи православных священников не отказывались даже партийные и государственные деятели страны. Примером этого могут служить контакты митрополита Илии с И.В. Сталиным.

В 1941 году в самом начале войны митрополит Гор Ливанских Илия (Салиб) имел видение Божией Матери, которая объявила ему, что Ленинград будет спасен, если Казанскую икону Божией Матери с крестным ходом обнесут вокруг города.

Митрополит связался с представителями русской церкви и с советским правительством. Терять Сталину было нечего, и он дал разрешение на этот крестный ход митрополитам Сергию и Алексию. Казанскую икону вынесли из собора и пронесли по осажденному городу, укрепив тем самым боевой дух защитников Ленинграда. И город выстоял.

Чудотворная икона была отправлена в Сталинград, где перед нею непрерывно служились молебны и панихиды. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей Второй мировой войне. Казанская Богородица помогла советским войскам и при штурме Кенигсберга.

В 1947 году И.В. Сталин пригласил митрополита Гор Ливонских Илию в Россию для вручения ему Сталинской премии за помощь России во время войны. Но от премии Илия отказался, сказав, что монаху деньги не нужны, и сам внес 200 тысяч долларов на помощь детям-сиротам.

В настоящее время, в период перевода российской экономики на рельсы рыночных отношений, особый интерес представляет вопрос о роли религиозного фактор в этом процессе. «Историческая эволюция различных способов производства, обмена, всех сфер экономики тесно связана с историей религии. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственно-экономическую деятельность людей, санкционируя божественным авторитетом отношения собственности, владения, определенный тип имущественных отношений людей, благословляя одни виды экономической деятельности и негативно относясь к другим».

Со времени принятия христианства на Руси Русская православная церковь вместе с властями активно участвовала и решении экономических проблем государства. Особая роль в экономической жизни страны принадлежала православным монастырям. Они наряду с религиозной, а также благотворительной деятельностью являлись центрами торговой и промышленной жизни того или иного края.

Роль православия в экономическом становлении современной России - крайне актуальная подтема в экскурсиях по храмам, которая с большим интересом воспринимается слушателями и значительно расширяет сферу познавательного интереса к вопросам религии.

Примеров позитивного влияния православной церкви судьбы России бесконечное множество, и в правильно подготовленных экскурсиях по храмам можно сформировать у слушателей верное понимание неразрывности связи истории Отечества с Верой народа.

Маршрут экскурсии определяется ее целью и связан с последовательностью показа объектов. Следует стремиться к сохранению библейской очередности событий при осмотре икон с библейским сюжетом. Так, например, рассказ у иконы Рождества Христова должен следовать после ознакомления с иконой Благовещения. Затем можно переходить к иконам, отображающим земную жизнь Христа.

Экскурсия по православному храму включает в себя множество объектов показа, в том числе колокольню, захоронения в церковной ограде, святые источники, если таковые имеются.

Основные объекты показа - это иконы, представляющие собой живописные изображения, как правило, на дереве Иисуса Христа, Богоматери и святых. Иконописный канон устанавливает черты святых, детали сюжета и атрибуты мученической кончины. Помимо писанных красками, бывают иконы резные и отлитые из металлов.

Иконостас - отделяющая алтарь от центральной части храма стена, на которой в несколько рядов помещены иконы. Слева и справа находятся дьяконские врата, в центре - Царские врата, на которых изображены Благовещение и четыре евангелиста, сверху - икона Тайной Вечери. В первом ярусе слева от Царских врат расположена икона Матери Божией, справа – Спасителя, затем храмовая икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен престол храма. Во втором ярусе размещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков.

Распятие - большой деревянный крест с рельефным изображением распятого Господа. Крест укрепляется на подставке в виде горы Голгофы, на которой изображен череп Адама.

Мощевик - особый ларец, в нем под стеклом хранятся частицы мощей - тел святых христианской церкви, оставшихся нетленными после их кончины.

Гроб Господень - большого размера гроб под сенью, которому поклоняются верующие в память крестной смерти Христа. В нем находится плащаница.

Плащаница - большой плат, на котором изображено тело умершего Христа. Плащаница выносится накануне Пасхи для поклонения и целования верующими.

Потир (Святая Чаша) - один из священных богослужебных сосудов жертвенника алтаря. Он используется в главном таинстве христианской церкви евхаристии - из него причащают верующих. Потиры имеют форму кубка.

Престол - особо освященный четырехугольный стол, находящийся посредине алтаря. Он украшен двумя одеждами, нижней из белого полотна и верхней из более дорогой ткани, чаще всего из парчи. Их цвет зависит от праздника. На престоле находятся антиминс, Евангелие, крест, дарохранительца и дароносица.

Антиминс - освященный архиереем шелковый плат, который вшиты частицы мощей святого.

Хоругвь - знамя Христово, знамя церкви. Их ввел Константин Великий, заменив на воинских знаменах крестом орла и монограммой Христа изображение императора.

Купель - металлический сосуд с водой, в который во время таинства крещения погружают младенца. По форме он напоминает чашу, на нем изображен крест, и к нему крепится подсвечник для трех свечей.

Фреска - живописное изображение красками, разведенными на воде, по сырой штукатурке на стенах, потолке и сводах храмов. Сюжетами фресок часто являются события Ветхого либо Нового Заветов.

Солея – небольшое огороженное возвышение перед алтарем. Средняя часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. Это место причащения, оглашения проповедей.

Панихидный стол - большой прямоугольный подсвечник для множества свечей, на котором изображена гора Голгофа с распятием и фигурами предстоящих Матери Божией и апостола Иоанна. Единственный в храме подсвечник, где ставятся свечи за усопших, перед ним совершается служба об упокоении.

Экскурсоводу необходимо хорошо знать предназначение всех вышеперечисленных церковных предметов, а также таких атрибутов, как паникадило, рака, дароносица, дарохранительница и ряда других, упоминания которых постоянно присутствуют в экскурсиях по храмам.

Большие возможности для организации экскурсий сложились в соборах России, имеющих долгую историю существования.

Приведенные объекты показа являются основой для разработки экскурсий, имеющих любую из названных ранее целей. В малых церквях условия для проведения экскурсии скромнее, чем в крупных, с длительной историей соборах. Но и в них достаточно возможностей для проведения экскурсий, имеющих целью показ роли Русской православной церкви в истории России.

Не развит. Практикуются лишь экскурсии в отдельные монастыри и церкви, которые по длительности не превышают несколько часов. Рассмотрев все данные, я пришла к выводу, что развитие паломнического и религиозно-познавательного туризма в Новгородской области имеет большое будущее. В этой области обнаружилось великолепное сочетание важных исторических памятников, огромное количество почитаемых святынь...

Стоит Православная церковь Божией Матери Державная с ее выделяющимся духовным лидером и особенностями ее подхода к истории православной церкви, ее учению и организации. Дальнейшее повествование и будет посвящено богородичному движению и его организации. К ИСТОРИИ БОГОРОДИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР БЛАЖЕННЫЙ ИОАНН (БЕРЕСЛАВСКИЙ) Сегодняшняя Богородичная церковь...