Какой перевал есть в альпах. Альпы и приальпийские районы

Разделяющих на две, отличающихся в климатическом отношении части, существует три горных прохода, которые соединяют восточное и западное побережье. На юге горного массива находится , в центре высокогорный , ну а дальше на севере горной цепи, лежит перевал Льюиса. Высота перевала Льюиса составляет 864 метра над уровнем моря. Он немного уступает самому высокому перевалу Артура, но выше перевала Хааст. Через перевал Льюиса, сквозь обширные буковые леса, проходит трасса №7, которая связывает регион с Западным побережьям. Перевал Льюиса находится между двумя горными реками. На северо-западе течет река Маруия , а с юго-востока протекает река Льюиса. По обе стороны перевала раскинулся густой буковый лес, как следствие влажного климата и частых дождей. Во время последнего ледникового периода, долины вокруг перевала были покрыты ледяным покровом, который после таяния оставил после себя отложения морены и гравия.

Местность в районе перевала менее крутая и более открытая, чем на других альпийских перевалах и поэтому маршрут через перевал Льюиса рассматривается как основной для транспортного сообщения между Кентербери и . Дорога от до перевала занимает два с половиной часа, а до можно добраться за часа полтора. В шестидесяти шести километрах на запад от перевала Льюиса расположился шахтерский городок , история которого связана с золотодобычей и золотой лихорадкой. Реефтон известен еще и тем, что это был первый город в и во всем Южном полушарии, улицы которого, в 1888-ом году были освещены электрической энергией.
Территория вокруг перевала Льюиса является заповедной зоной и охраняется государством, а также используется в туристических целях. Вокруг перевала есть целый ряд туристических маршрутов-треков . Недалеко возле перевала расположен совсем крохотный курортный поселок Маурия Спрингс. Он расположился на берегу реки Маруия , в окружении высоких, заснеженных горных вершин, среди густого букового леса. Здесь прекрасные виды первозданной природы, захватывающее созерцание речки и могучих горных пиков, курорт, славящийся горячими минеральными источниками, которые бьют глубоко из под земли, а также крытый бассейн, открытые бассейны, построенные из местного речного камня, баня, отель, ресторан, кафе и беспроводной интернет (в кафе). На языке маори Маруия означает защищенная или теневая, что свидетельствует о ее местонахождении, глубоко в долине, между гор.

Горный проход в северной части Южных Альп был известный местным маори. О нем знали давно и им пользовались. Маори ходили через него из Кентербери на Западное побережье в поисках зелено каменных пород. В районе реки Маурия еще первыми поселенцами были обнаружены места стоянок маори. Первым из европейцев обнаружил переход через горы инспектор отдела обследования провинции Генри Льюис, вместе с Кристофером Малингом в апреле 1860-го года. Именем первопроходца и был назван перевал. Когда началась , то старатели переходили из Кентербери на запад по проходу Льюиса. Но эта версия подвергается сомнению. В первые годы европейской колонизации островов район вокруг был самым изолированным местом в Новой Зеландии. Связь с внешним миром была ограничена морским путем. Сухопутная дорога с Крайстчерча в Нельсон составляла почти двести миль в длину. В восьмидесятые годы маршрут через перевал был обследован и началось строительство дороги. Ее строили долго, строительство было завершено в 1938-ом году. Дорога соединила Кентербери с Западным побережьем и Нельсоном и сыграла огромную роль в развитии Новой Зеландии.

Альпы являются самой высокой и обширной системой гор в Европе, растянутой на 1200 километров через восемь стран: Австрию, Францию, Германию, Италию, Лихтенштейн, Монако, Словению и Швейцарию. Хоть и Кавказские горы выше, а Уральские протяженней, но они частично лежат в Азии, и соответственно не включаются в сравнение с Альпами в рамках Европы.

На гор оказывает сильное влияние их высота и размер. Наиболее ярко это разница заметна в природе, так ибекс, то есть козерог, проживает на высоте около 3 400 метров, а растение Эдельвейс растет в высокогорных скалистых районах. Человек обжил Альпы еще в эпоху палеолита.

Предположительно наиболее ранние следы пребывания человека в Альпах были обнаружены на австро-итальянской границе в 1991 году, найденные останки мумифицированного человека пролежали в горах около 5 000 лет. В 6-ом веке до нашей эры горы обжили кельты, обосновав там первые поселения, сохранившиеся до наших дней. Также свой след оставили римляне, постройки которых до сих пор встречаются в современных городах Альп. Горы приобрели популярность на рубеже 18-19 веков, когда в Альпы нахлынул поток писателей, художников, и это-же время считается золотым веком альпинизма, началось активное покорение вершин альпинистами со всей Европы.

Альпийский регион обладает самобытной культурой. Традиционное земледелие, сыроделие и деревообработка до сих пор существует в местных деревнях. Туризм активно стал развиваться в начале 20 века, и сейчас горы посещают более 120 миллионов туристов в год. Также в Альпах проводилось наибольшее количество Зимних Олимпийских Игр, в разное время принимающими сторонами становились: Швейцария, Франция, Италия, Австрия и Германия.

Слово Альпы происходит от латинского, Мавр Сервий Гонорат, древний комментатор Вергилия, пишет, что все высокие горы называются кельтами - Альпы. Это наиболее вероятная теория о происхождении названия. Хотя есть множество других, например: Секст Помпей Фест в своей первой книге свидетельствует, что название происходит от Альбус (белый), и имеются ввиду вечные снега на вершинах гор.

География

С космоса и на высоко-масштабных картах Альпы напоминают форму полумесяца. С неравномерной шириной, колеблющейся в пределах от 800 километров на востоке до 200 на западе. Средняя высота горных вершин составляет 2,5 километра. Альпийская система тянется от Средиземного моря на юго-западе к северу бассейна французской реки По, и спускается в восточном направлении, проходя рядом с Адриатическим морем. Страны с наибольшими альпийскими территориями: Швейцария в центре и на севере, Франция с большей западной частью, с восточной оконечностью и Италия со всей южной стороной альпийского полумесяца.

Монте-Бьянко (Монблан на французском языке) гора, расположенная в районе северо-западных Альп. Имеет 4810,90 м в высоту (последняя официальная мера в сентябре 2009 года) является самой высокой горой в Альпах, Италии, Франции и Центральной Европы в целом. На её вершинах находятся многочисленные ледники.

Дороги в Альпах были проложены войнами, торговлями, паломниками и туристами. Понижения в горных районах с наиболее удобным проходом называются перевалами, наиболее известные альпийские перевалы: Коль де ИльСеран, Бреннер, Коль де Тенде, Монт-Сенис, Великий СенБернар Пасс, Готард Пасс, Земмиринга и перевал Стельвио.

Альпы на карте

Полезные ископаемые

Альпы являются важным источником минералов, которые добываются здесь в течении тысяч лет. В 8-6 веках до нашей эры кельты добывали там медь, позднее римляне открыли месторождения золота, откуда его добывали для чеканки монет, а с развитием промышленности в Альпах стали добывать железную руду для сталелитейного производства. Также в данном обширном горном регионе встречаются и другие минералы, наиболее часто встречаемые: киноварь, аметист и кварц. Альпийские кристаллы изучаются и собираются уже в течении сотен лет, их начали квалифицировать в 18 веке. А к 20-му была создана специальная комиссия для контроля и стандартизации имен альпийских минералов.

Климат

Альпы являются важной климатораздельной полосой для Европы. На севере и западе относительно гор находятся территории с умеренным климатом, на юге расположены субтропические средиземноморские ландшафты. Осадков на наветренных западных и северо-западных склонах 1 500 - 2 000 мм, местами до 4 000 мм в год. Для Альпийских гор характерен типичный климат высокогорных районов. С увеличением высоты температура понижается. На отметке в 3000 метров и более температура не превышает ноль градусов по Цельсию, что способствует образованию там ледников. В Альпах расположены истоки крупных рек (Рейна, Роны, По, Адидже, правых притоков Дуная), а также многочисленные озёра ледникового и тектонико-ледникового происхождения (Боденское, Женевское, Комо, Лаго-Маджоре и другие).

Население

По состоянию на 2001 год общая численность населения в Альпах составляла 12 миллионов жителей, основную массу из которых состовляют французы, немцы и итальянцы. Также существенной общиной являются словенцы. Самые большие города в Альпах: Гренобль, расположенный во Франции, с населением 155 100 человек, Инсбрук (Австрия) - 127 000 человек, Тренто (Италия) - 116 893 человек и Больцано (Италия) - 98 100 человек.

Геология и Гидрология

Альпы являются частью орогенного третичного пояса, называемого Альпийско-Гималайской цепью, которая простирается почти непрерывно с юго-запада до Азии, образовавшейся в результате столкновения между Африканской и Европейской плитами.

От Альп начинаются важнейшие европейские реки, такие как Po с ее притоками, Рейн, Рона, Адидже, Брента, Пьяве, Тальяменто т.д. Также на склонах Альп расположились многочисленные озера, которые питаются водой от гор, такие, как Женевское озеро, Боденское озеро, озеро Лугано, озеро Комо, озеро Маджоре, Изео, Озеро Гарда и многие другие. Альпы также являются резервуаром пресной воды с многочисленными ледниками.

Авиабилеты

Путешествие в Альпы лучше всего начинать с востока на запад, это наиболее популярный туристический вариант, при котором можно посмотреть на различные области гор и полностью проехать самый живописный регион Европы.

Самая восточная точка массива находится рядом с Веной, где расположены международные аэропорты с постоянными рейсами из Москвы. От аэропорта в Вене постоянно ходит общественный транспорт, связывающий столицу с другими городами и популярными туристическими направлениями.

Отдых

В Альпах издавна хорошо развит туризм. Еще в 18 веке в горы ездили отдыхать видные люди на курорты «не для всех». Сейчас же ситуация изменилась и вовсе не обязательно обладать внушительным состоянием чтобы отдыхать на альпийских курортах.

Это и небольшие дешевые отели у озера в горах, и средне - классовые базы отдыха при крупных горнолыжных трассах и премиальные отели в швейцарских Альпах с собственными спусками и курортами.

Видео

Речь пойдет о самом красивом месте в Австрии - фантастические альпийские горные перевалы. Во-первых, дороги проложены в очень красивых местах, во-вторых, европейцы позаботились о том, чтобы туристам тут было максимально комфортно.Австрийцы в этом плане нисколько не отстают от Швейцарии. Сегодня я расскажу про один из самых живописнейших горных маршрутов Австрии - панорамную дорогу Гроссглокнер. Добро пожаловать в Австрию!


Мы направились в австрийский городок Лиенц, который находится совсем недалеко от дороги Гроссглокнер. Часть пути пришлось преодолевать уже по темноте: Лиенц и Доломитовые Альпы мы почти не увидели. Заночевали мы в небольшом загородном отеле на окраине Лиенца.


Как приятно проснуться рано утром, выйти из отеля и вдохнуть холодного горного воздуха. Это непередаваемые ощущения!




Европейцы, как правило, встают очень рано, особенно в сельской местности.

Деревушка, в которой мы заночевали, называется Лавант. Здесь есть приходская церковь Святого Ульриха, расположенная на горе:


Подниматься туда мы не стали, но вот фотография внутреннего убранства церкви из Wiki, ну разве не круто?


В фонтане напротив входа в отель кто-то оставил охлаждаться несколько ящиков пива:







Начиная от Лиенца, дорога плавно поднимается в горы и проходит по красивейшим местам с обилием смотровых площадок.





Непосредственно сама панорамная дорога Гроссглокнер начинается от городка Хейлигенблут, в 40 км от Лиенца.








Дорога получила свое название в честь самой высокой горы Австрии - Гроссглокнер, высота которой 3798 м. Вот она впервые появляется в поле зрения (заснеженный пик):


Дорога Гроссглокнер не является обычной дорогой утилитарного назначения, скорее это туристическая достопримечательность. Для более быстрого передвижения используется скоростная автомагистраль А10.




Панорамная дорога представляет собой серпантин из 36 поворотов, длиной около 48 км. В самом начале дороги она имеет небольшое ответвление, которое ведет к леднику Пастерце и центру кайзера Франца Иосифа. Там находится максимальная точка приближения к Гроссглокнеру.


Ну вот мы наконец-то и на самой дороге. Немного исторических фактов: она была запущена в эксплуатацию в 1935 году. Однако, когда в 1924 году группа австрийских экспертов представила план строительства дороги через перевал Хохтор, к нему отнеслись со скептицизмом. В то время в Австрии, Германии и Италии было всего 154 тыс. частных автомобилей, 92 тыс. мотоциклов, и 2000 км асфальтированных дорог. Австрия страдала от катастрофических экономических потерь в Первой мировой войне, сократила в семь раз свои размеры, потеряла свои международные рынки и страдала от разрушительной инфляции.


Даже простой проект гравийной дороги шириной 3 метра с разъездами оказался слишком дорогим. Импульс для строительства дороги, которая должна была открыть бесплодную альпийскую долину для моторизованного туризма, дал спад на фондовом рынке в Нью-Йорке в 1929 году. Эта катастрофа сильно встряхнула бедную Австрию. В течение трех лет объем производства упал на четверть. Тогда правительство возродило проект Гроссглокнер для того, чтобы дать работу 3200 (из 520 тысяч!) безработным. В новом проекте дорога была расширена до 6 метров, рассчитывая на 120 тыс. посетителей в год. Государство решило восполнить затраты на строительство путем введения платы за пользование дорогой.


30 августа 1930 года в 9:30 утра был произведен первый взрыв горной породы. Четыре года спустя глава правительства Зальцбурга впервые проехал по новой. Еще через год высокогорная дорога Гроссглокнер была введена в эксплуатацию. И уже на следующий день на ней провели международные автомобильные и мотоциклетные гонки Grossglockner Races.


Затраты на строительство оказались меньше чем планировалось, а посещаемость в первые годы значительно превысила самые оптимистичные оценки. В дальнейшем проводилась поэтапная модернизация дороги. Увеличивалась ее ширина и количество парковок, расположенных в самых живописных местах.


С первого дня эксплуатации проезд по дороге был платным. Сейчас стоимость проезда составляет в среднем 20-50 евро, в зависимости от срока действия билета и типа транспорта. Стандартный билет для легкового автомобиля на 1 день стоит 32 евро.




Дорога открыта для туристов с мая по октябрь. Зимой проезд закрыт, поскольку высота выпавшего снега часто превышает 10 метров.

За очередным поворотом открывается шикарный вид на ледник и вершину Гроссглокнер. Ледник Пастерце - крупнейший в Австрии, его длина составляет около 9 км.


Таяние ледника началось еще в 1856 году из-за высоких летних температур и малого количества зимних осадков.






Несмотря на рекордные значения летних температур в Европе, учёные из Швейцарской академии естественных наук объясняют таяние ледников долговременными изменениями климата.






Найдите на этой фотографии двух туристов:


Ответвление дороги приводит в итоге к центру кайзера Франца Иосифа. Кроме стандартной туристической инфраструктуры (рестораны, туристический центр), здесь можно обнаружить несколько экспозиций, например, музей ледника и вершины Гроссглокнер. Есть даже музей истории автомобилей, хотя я не нашел информации о нем в интернете. Судя по всему, это временная экспозиция. Вообще, дорога Гроссглокнер притягивает владельцев винтажных автомобилей со всей Европы, но об этом позже.


Это место посещает огромное количество туристов, поэтому здесь организовано несколько вместительных парковок, в том числе одна многоуровневая.




Подавляющее число туристов - пенсионеры. Они сидят на веранде ресторана, греются на солнышке и обедают. Счастливая старость!


Впервые Гроссглокнер был покорен в 1800 году. Первая попытка восхождения была предпринята годом ранее, но потерпела неудачу из-за испортившейся погоды. Через день после первого восхождения на вершине был поставлен деревянный крест. В 1879 году он был обновлен и посвящен 25-й годовщине брака императора Франца Иосифа I и императрицы Елизаветы, которые посещали Гроссглокнер в 1865 году.


Название Glocknerer впервые появилось на картах в 1561 году. Гроссглокнер впервые описал в своей книге Бальтазар Аке: естествоиспытатель, геолог, географ, врач, учёный, которого считают пионером альпинизма. Интересно, что до 1918 года гора находилась в частной собственности. В настоящее время Гроссглокнер принадлежит Австрийскому альпийскому сообществу.


При максимальном приближении предыдущей фотографии можно увидеть как в данный момент большая группа альпинистов покоряет вершину. Сейчас на Гроссглокнер ежегодно совершается около 5000 восхождений.




По одной из версий происхождения названия, вершина Гроссглокнер издали похожа на перевернутый большой колокол (нем. große Glocke): мменно поэтому гору прозвали «большой колокольней». По другой версии, на одном из местных диалектов «glockner» звучит как «klocken», что означает «шуметь, грохотать» - Гроссглокнер не раз пугал грохотом падающих камней.




Пока часть туристов посещает экспозиции и сидит в кафе и ресторанах, другая часть наблюдает за альпийскими сурками.

Альпийский сурок - типичный представитель фауны ледникового периода, который ранее обитал на европейской низменности. Сегодня его ареал ограничен высокогорными районами, так как только здесь остались подходящие условия обитания.


Зверьки прекрасно себя чувствуют рядом с туристами и охотно принимают подношения.


Зимняя спячка продолжительностью от 6 до 7 месяцев позволяет сурку обходиться без пищи в течение длительного времени и существовать исключительно за счёт собственных запасов жира.




Альпийских сурков можно встретить на каменистых склонах на высоте от 600 до 3200 м над уровнем моря. При благоприятных условиях на 1 кв. км обитают от 40 до 80 зверьков.




Почуяв опасность, сурки встают на задние лапы, чтобы лучше обозревать окрестности, и заметив хищника, издают громкий свист, слышный на большом расстоянии.


Пора продолжить движение. Высшая точка панорамной дороги Гроссглокнер - перевал Хохтор, который находится на высоте 2504 метра.




Ежегодно здесь выпадает до 10 метров снега. Сразу после запуска дороги в эксплуатацию снег убирали вручную(!): за два весенних месяца 350 мужчин убирали лопатами 250 тыс. кубометров снега, для сохранения по крайней мере одной полосы для движения.



Начиная с середины века автоматизированная техника убирает до 800 тыс. кубометров снега за сезон. Это позволило увеличить период доступности дороги до 276 дней в году.




Увеличение числа посетителей сделало возможным поэтапную модернизацию дороги. Сейчас ее ширина составляет 7,5 метров. Годовая пропускная способность увеличена до 350 тыс. автомобилей.




Дорога открыта только в дневное время. В 21:30 въезд на дорогу закрывается, посетители допускаются за 45 минут до закрытия.





Ежегодно дорога принимает около миллиона человек. Здесь проходят этапы профессиональных велогонок, а многие европейские автопроизводители любят обкатывать на крутых горных склонах последние модели автомобилей.




Гроссглокнер дважды становился одним из этапов знаменитой велогонки Джиро д’Италия: в 1971 и 2011 годах.







Гроссглокнер - место паломничества владельцев винтажных автомобилей со всего света. В 30-х годах, сразу после открытия дороги, здесь проводились ставшие уже легендарными автомобильные и мотоциклетные гонки (в 1935, 38 и 39 годах).




Гонки были прерваны начавшейся Второй мировой войной и с тех пор больше не проводились.


Сейчас по выходным на дорогу Гроссглокнер выезжают владельцы винтажных автомобилей любых марок и годов выпуска.


Существуют даже специальные групповые туры на ретро автомобилях вокруг Гроссглокнера. Они рассчитаны на 3-10 дней, стоимость одного дня - от $250 до $450.







Географическое положение

Альпы изучены очень детально. Начиная с середины прошлого столетия ученые разных стран глубоко и всесторонне исследовали их. На примере Альп изучены особенности строения кайнозойских горных систем Европы и впервые отмечена их шарьяжная (покровная) структура, создана схема четвертичного горного оледенения, изучены закономерности горного климата и растительности. Многие результаты исследований, полученные в Альпах, были затем использованы при изучении других горных систем. Альпы дали богатейший материал для развития географии и сопредельных с ней наук. Такие понятия, как «альпийская складчатость», «альпийские луга», наконец, даже «альпинизм» давно уже стали не региональными, а нарицательными.

На территории Альпийской горной страны целиком расположены Швейцария и Австрия. Северные ее части входят в пределы Федеративной Республики Германии, западные - в пределы Франции, южные - Италии. Восточные отроги Альп заходят на территорию Венгрии, юго-восточные хребты - в Словению. Иногда говорят о Швейцарских, Французских, Итальянских Альпах и т.д. Однако это деление по государственной принадлежности той или иной части Альп не всегда соответствует их природным различиям.

Геологическое строение и рельеф

Геологическое строение, орография и геоморфологические особенности региона очень разнообразны. Собственно Альпы начинаются у берегов Средиземного моря системой Приморских Альп, граничащих с Апеннинами. Затем они тянутся по границе Франции в меридиональном направлении в виде Коттских и Грайских Альп, которые сложены кристаллическими породами и достигают большой высоты. Особенно выделяются массивы Пель-Ву (4102 м), Гран-Парадизо (4061 м) и самый высокий пятиглавый Монблан (4807 м), расположенный на границе между Францией, Италией и Швейцарией. В сторону Паданской низменности эта часть Альп обрывается круто, без предгорий, и поэтому выглядит с востока особенно грандиозно. С запада полосу высоких кристаллических массивов окаймляет система средневысотных горных хребтов, сложенных известняками. Такие хребты обычно называют Предальпами.

От массива Монблан Альпы резко поворачивают на восток, достигая в Швейцарии предела средней высоты. Здесь прослеживаются два параллельных ряда мощных хребтов, сложенных кристаллическими породами и известняками. Особенно величественны Бернские и Пеннинские Альпы, разделенные продольной долиной верхней Роны. В этой части гор поднимаются покрытые ледниками массивы Юнгфрау (более 4000 м), Маттерхорн (4477 м) и второй по высоте массив Альп - Монте-Роза (4634 м). Несколько ниже параллельные хребты Лепонтинских и Гларнских Альп, между которыми пролегает долина верхнего Рейна. Долины Роны и Рейна разделяет мощный Готардский массив, который является горным узлом и водоразделом Швейцарских Альп. С севера и юга полосу высокогорных хребтов сопровождают известняковые и флишевые Предальпы (Швейцарские на севере и Ломбардские на юге).

В средней части Альпы пересечены глубокой тектонической долиной, которая проходит от Боденского озера к озеру Комо. Это важная орографическая и географическая граница, разделяющая Альпы на Западные и Восточные. Восточные Альпы шире и ниже Западных, геологическое строение их также несколько иное. На крайнем востоке хребты Альп расходятся веерообразно, приближаясь на севере к Дунаю, а на юге заходя на северо-запад Балканского полуострова. Наиболее высока осевая зона хребтов Восточных Альп, сложенная кристаллическими породами. Но нигде на востоке Альпы не достигают такой высоты, как на западе. Только массив Бернина в Италии несколько превышает 4000 м, остальные же вершины значительно ниже. Эцтальские Альпы и Высокий Тауэрн в Австрии достигают 3500-3700 м, а на крайнем востоке высота гор редко превышает 2000 м. К северу и югу от центральной кристаллической зоны тянутся менее высокие хребты Предальп, сложенные известняками, доломитами и флишем.

Альпийская горная система, несмотря на свою высоту и значительную ширину, не представляет серьезного препятствия для восхождения. Это объясняется большой тектонической и эрозионной расчлененностью гор, обилием удобных проходов и перевалов. С глубокой древности через Альпы проходили важнейшие пути, связывавшие страны Средней Европы со Средиземноморьем. В настоящее время через Альпы проложены многочисленные железные и шоссейные дороги с оживленным движением. Наибольшее значение имеют перевалы Фрежюс на высоте более 2500 м, через который идет дорога из Турина на Париж, и Большой Сен-Бернар на высоте более 2400 м между Монбланом и Пеннинскими Альпами, соединяющий Швейцарию с Италией. Большое значение имеют также перевалы Симплон и Сен-Готард. Последний получил известность благодаря беспримерному переходу Суворова через Альпы в 1799 г. В Восточных Альпах наиболее удобен невысокий (1371 м) перевал Бреннер. Через него прошла первая альпийская железная дорога, построенная в 1867 г. Во второй половине XIX в. железные дороги пересекли почти все важнейшие альпийские перевалы. При строительстве этих дорог потребовалось проложить большое число туннелей, в результате чего были выявлены многие особенности геологического строения Альп. В настоящее время построен туннель под Монбланом на автомобильной дороге, соединяющей Францию с Италией. Альпы возникли в результате столкновения континентальных плит Евразии и Африки на месте закрывшейся части Тетиса. Результатом этого явились обширные опрокинутые покровные складки, включающие фрагменты океанской коры, из которых состоят хребты Альпийской горной системы. Большую роль в создании очень разнообразного рельефа Альп наряду со складкообразованием в мезозое и палеогене сыграли мощные вертикальные движения в конце неогена - начале четвертичного периода, а затем сильная эрозионная деятельность и воздействие древнего оледенения, которое в Альпах было особенно мощным.

Полосу наиболее высоких хребтов и массивов, сложенных кристаллическими породами и отчасти известняками, отличают острые, зубчатые линии гребней с отдельными вершинами, изъеденными крупными цирками, крутые, обрывистые склоны, лишенные растительности, висячие глубокие долины, огромные языки ледников. Для более низких частей и окраинных хребтов Предальп характерен рельеф средневысотного типа с закругленными вершинами и мягкими очертаниями склонов. Долины там широки и террасированы, с озеровидными расширениями. На севере, у подножия Альп, в треугольнике между ними, Юрскими горами и долиной верхнего Дуная расположено предгорное плато высотой 400-600 м, сложенное продуктами разрушения, некогда снесенными с горных склонов. Этот обломочный материал собран в поверхностные складки во время заключительных фаз орогенеза. Плато покрывают мощные накопления ледниковых отложений, оставленных альпийскими ледниками: конечно-моренные валы, скопления донной морены и массы зандровых песков. Альпийское предгорное плато расположено в пределах Швейцарии и Федеративной Республики Германии. Соответственно его меньшая западная часть называется Швейцарским плоскогорьем, а восточная - Баварским.

Швейцарское плоскогорье с севера окаймлено системой Юрских гор, представляющих собой передовую цепь Альпийской горной системы. Параллельные антиклинальные хребты с максимальной высотой более 1700 м, сложенные известняками юрского возраста, разделяют продольные широкие долины, заполненные флишем. Хребты пересечены узкими ущельями, соединяющими продольные долины между собой и создающими решетчатую эрозионную сеть. Склоны и вершины хребтов Юры изъедены карстовыми пещерами, воронками и подземными реками. Южные склоны Альп лишены предгорий. На востоке Предальпы, а на западе высокие кристаллические массивы обрываются к Паданской низменности, в пределах которой погружены южные окраины Альпийской горной системы. С начала кайнозоя на месте низменности существовал залив Адриатического моря, который постепенно был заполнен обломочным материалом, сносимым с Альп и Апеннин; бассейн осушился к концу неогена. Большая часть Паданской низменности находится ниже 100 м над уровнем моря. У подножия гор рельеф низменности холмистый, поверхность сложена крупнообломочным материалом, конечно-моренными отложениями и зандровыми песками. По направлению к долине По поверхность покрыта тонким слоем аллювиальных отложений, рельеф становится более плоским. Река По и многие ее притоки в нижнем течении протекают в естественных дамбах выше окружающей местности. При впадении в Адриатическое море По образует большую быстрорастущую дельту. Вдоль плоского лагунного побережья низменности группируются песчаные косы и острова. В одной из лагун на многочисленных островах, разделенных проливами, расположена Венеция. Проливы являются улицами, поэтому Венеция производит впечатление города, поднявшегося из моря. В настоящее время наблюдается прогрессирующее опускание побережья, что грозит затоплением значительной части города.

Полезные ископаемые

Альпийская горная страна не располагает большими запасами минерального сырья. Полезные ископаемые сосредоточены в Восточных Альпах и связаны с породами центральной кристаллической зоны. Это - месторождения железных и медных руд и магнезита в Австрии. В котловинах Восточных Альп в осадочных отложениях имеются небольшие месторождения бурого угля и соли.

Климатические условия

Альпы, поднимаясь на пути влажных западных воздушных течений, являются крупным конденсатором влаги. Особенно много осадков получают северные и западные окраинные хребты, от 1500 до 3000 мм в год, преобладает туманная и облачная погода. Внутренние хребты, замкнутые долины и котловины получают значительно меньше влаги (менее 1000 мм). Наибольшее количество осадков выпадает до высоты 1500-2000 м, где находится зона максимальной облачности. Выше этой зоны погода бывает более сухой и ясной. На склонах Альп отчетливо выражена высотная климатическая поясность, проявляющаяся в переходе от теплого умеренного и даже субтропического климата южных предгорий к суровому высокогорному климату верхних частей гор с частыми морозами, метелями, снегопадами и мощным оледенением. Характерны отличия в климатических условиях склонов разной экспозиции, замкнутых долин и котловин. Последние имеют климат с отчетливым континентальным оттенком, зимними инверсиями температуры и меньшим количеством осадков.


В зимнее время в Альпах накапливается огромная масса снега. В отдельные годы его бывает такое количество, что альпийские перевалы становятся недоступными, на железных и автомобильных дорогах на некоторое время прекращается движение. Весной во многих районах сходят снежные лавины, причем лавиноопасность усиливается из-за чрезмерной вырубки лесов. Для Альп характерны местные ветры, из них особенно большое значение имеют фены, которые возникают в переходные сезоны в связи с разностью давлений у северного и южного склонов. На северных склонах фены проявляются как сухие и теплые нисходящие ветры, приносящие теплую и ясную погоду, ускоряющие таяние снегов и наступление весны, а осенью способствующие созреванию урожая. Но иногда последствия фенов бывают катастрофическими, так как усиленное таяние снегов вызывает наводнения, обвалы и разрушение дорог.

На климат равнинных районов, расположенных у северного и южного подножий Альп, определенное влияние оказывают горы, что, прежде всего, выражается в увеличении осадков. Предальпийское плато и Паданская низменность получают от 800 до 1200 мм осадков в год. Оба эти района имеют умеренный климат с некоторыми чертами континентальности, только климат Паданской равнины более теплый и благоприятный для сельского хозяйства, чем климат Предальпийского плато.

Растительность

Альпы - лесной регион. Однако современная картина их почвенно-растительного покрова исключительно пестра. Это, с одной стороны, результат естественных условий и проявления высотной поясности; с другой - следствие очень глубокого изменения природных условий под влиянием человека. На Баварском плоскогорье, менее заселенном, чем Швейцарское, есть лиственные и смешанные леса, чередующиеся с участками торфяных болот. Значительные площади возделаны. На Швейцарском плоскогорье с более теплым климатом в естественном почвенно-растительном покрове преобладали дубово-буковые леса на буроземах. Но природные ландшафты там почти не сохранились. Плоскогорье густо заселено - здесь сосредоточено почти все население Швейцарии. Большая часть территории занята посевами зерновых, сочными сеяными лугами и плодовыми садами. Наиболее теплолюбивые культуры, например виноград, сажают по берегам озер. Склоны Юрских гор покрыты буковыми лесами. Долины населены и возделаны, прекрасные луга на вершинах хребтов служат летними пастбищами.

Естественная растительность Паданской низменности - буковые леса на лесных бурых почвах - совершенно истреблена. Ее природные условия исключительно благоприятны для земледелия, поэтому она издавна заселена и занята полями и виноградниками. В садах и вокруг селений растут лавры, гранатовые и фиговые деревья, кипарисы. На полях среди пшеницы и кукурузы поднимаются плодовые деревья, виноград часто вьется по стволам вязов и шелковиц. С полей снимают по 2-3 урожая в год. Это приводит к сильному истощению почвы, плодородие которой не восстанавливается. Поэтому многие земли постепенно становятся непригодными для дальнейшего использования.

Наиболее сложна картина почвенно-растительного покрова самих Альп, которые могут служить классическим примером высотной поясности гор приокеанического сектора умеренного пояса. Нижний пояс Альп, примерно до высоты 1000 м, очень разнообразен по климату и растительному покрову, его условия близки к условиям соседних равнин. На юге чувствуется влияние Средиземноморья и можно встретить субтропические типы почв и растительности. На западе по склонам поднимаются дубовые, каштановые и буковые леса на бурых лесных почвах, на севере - менее теплолюбивые смешанные леса на подзолистых почвах, с востока к Альпам подступает лесостепь. Этот нижний пояс, наиболее населенный и значительно изменивший свой естественный растительный покров, называют культурным поясом Альп.

На большой высоте климатические условия становятся более однообразными. До высоты примерно 1800-2200 м в полосе умеренной температуры и обильных осадков поднимается пояс лесов на горных буроземах и подзолистых почвах. Состав лесов изменяется с высотой, а также в зависимости от местоположения и экспозиции склонов. Во влажных местах, на тенистых северных склонах, распространен буковый лес, часто с примесью ели. Более высокие, сухие и солнечные склоны покрыты прекрасными елово-пихтовыми лесами. Во многих районах леса сведены. На обезлесенных склонах усиливаются процессы эрозии почвы, лавинная деятельность и другие явления, приносящие большой ущерб. Современная верхняя граница лесных массивов в Альпах в результате ежегодного выпаса скота в субальпийском поясе снижена почти на 100 м по высоте и почти нигде не зависит от природных условий.

Выше лесного выделяется субальпийский пояс, где кустарниковая растительность сочетается с пышными субальпийскими лугами и отдельными угнетенными деревьями. Росту деревьев препятствуют краткость вегетационного периода, сильные ветры, резкие колебания температуры и влажности. Наиболее благоприятен этот пояс для роста трав, которые достигают исключительной пышности и красоты. Распространены также заросли стелющихся или низкорослых кустарников, среди которых наиболее часто встречаются альпийский рододендрон с ярко-красными цветками, можжевельник и горная сосна с прижатыми к земле ветвями. Для собственно альпийского пояса на высоте до 2500-3000 м характерны полное отсутствие древесной растительности, преобладание низкорослых, редко растущих многолетних трав с яркими цветками, образующих так называемые «ковры» (матты), и распространение болот. Альпийский пояс постепенно переходит в пояс вечных снегов и льдов.

Перевал Стельвио расположен в Италии на высоте в 2757 метров, это самый высокий асфальтированный перевал в восточной части Альп и второй по высоте в Альпах, уступая лишь Коль-де-л`Изеран во Франции.

Эту дорогу мы поставили на первое место в списке самых красивых дорог мира. Стельвио расположена в Итальянских Альпах Бормио в провинции Сондрио, неподалеку от границы со Швейцарией. Над дорогой нависает Пик Трех языков, его так назвали потому, что здесь встречаются Итальянские, Немецкие и романские языки



История этой дороги довольно интересна. Первую дорогу построили здесь еще в 1820 году при Австрийской империи, чтобы соединить Ломбардию с остальной частью Австрии, она покрывала подъем до 1871 метра. С тех пор маршрут практически не претерпел изменений. Из 60 крутых поворотов, 48 расположены на северной стороне, являясь настоящим вызовом для автомобилистов. Даже знаменитый автогонщик Стирлинг Мосс не справился здесь с управлением и вылетел с трассы в 1990 году



В годы Второй Мировой войны этот перевал имел очень важное стратегическое значение, но по завершении боев утратил его. Сейчас он важен в основном для спорта, здесь проводятся многочисленные вело, мото и автогонки. Ежегодно в конце августа, дорогу закрывают на целый день, и приблизительно 8000 велосипедистов начинают свое восхождение на вершину Стельвио



Стельвио была признана лучшей для вождения авто дорогой в знаменитой передаче Top Gear. Правда в отборе участвовали лишь европейские дороги. Спустя некоторое время ведущие передачи решили, что Стельвио все же уступает румынской дороге Трансфагарасан




В нашей время практически каждый турист, путешествующий на автомобили из Швейцарии в Италию, старается проехать по этой дороге и испытать волнительные ощущения и выброс адреналина