Михайловский Златоверхий монастырь: описание, история, особенности оформления и интересные факты. Киев

Михайловский златоверхий собор

Набег на днепровские страны весной 1096 года стал последней крупной кампанией половцев. Однако война с переменой союзников и ратной удачи продолжалась все следующее десятилетие, пока не завершилась славной победой сумевших объединиться русских князей. По убеждению летописцев, решающую роль в победе сыграла не воинская доблесть, а «усердие к святым местам и упование на всевышнюю помощь». Благолепие в те годы являлось непреложным законом, нарушать который не решался ни один правитель. После каждого удачного похода князья старались возвести храм - «чудотворную церковь» - как благодарение Богу за успехи в ратном деле.

Максим Берлинский назвал последние годы правления Святополка II «счастливым для российских княжений временем, ознаменованным многими достопамятными событиями». Действительно, с 1108 года после многих лет кровопролития, грабежей и разрухи наступила пора созидания. «Великий князь, - отмечено в трудах украинского историка, - нареченный во святом крещении Михаилом, соорудил в монастыре вместо ветхой деревянной каменную архистратига Михаила церковь, внутри украсил ее муссиею (мозаикой) и всякой утварью, а верхи покрыл золотом, от чего сей монастырь слывет Золотоверхим Михайловским».

Старая деревянная часовня стояла на обрыве Старокиевской горы, на месте, где свершилось поругание над Перуном. Митрополит князя Владимира определил к храму двух греческих иноков, положив начало фамильному монастырю. Появлением «отчих обителей» характеризуется начало новой эпохи в истории Руси.

Древнерусское государство еще не утратило мощи, но Киев постепенно терял значение политического центра, и снижение его влияния на удельных князей стало слишком заметным. С ослаблением светской власти усиливалась власть духовная. Являясь носителем признанной идеи, священники могли воздействовать на общество, хотя не старались приблизиться к народу и не выражали его интересов. Сила во многом зависела от взаимоотношений с церковью, поэтому князья не жалели средств на ее благополучие.

Михайловский Златоверхий собор

Одной из форм благотворительности были фамильные монастыри, которые занимали обширные угодья, постоянно отстраивались и украшались, не испытывая недостатка в деньгах. Собор «отчей обители», как правило, служил усыпальницей членов княжеского рода. Нечто подобное произошло и с Дмитриевским монастырем, основание которого является заслугой сына Ярослава Мудрого Изяслава (христианское имя Дмитрий), а процветание стало заботой его потомков. В 1060-х годах великий князь выстроил здесь большой собор в честь своего покровителя святого Дмитрия. Ярополк Изяславич (после крещения - Пётр) едва добыл денег на скромную церковь, по традиции посвятив ее своему небесному патрону - святому Петру. Святополк (христианское имя - Михаил) приказал возвести огромный каменный храм, который, в отличие от остальных построек, не смогли разрушить кочевники.

Не существующий ныне Михайловский Златоверхий собор получил второе название благодаря позолоченным кровлям куполов. Изначально он представлял собой шестистолпное крестовокупольное здание с тремя нефами. Внутри башни была устроена крутая лестница, ведущая на хоры. С противоположной стороны находилась небольшая четырехстолпная крещальня. Судя по технике возведения и отделки, создатели Михайловского храма использовали приемы, типичные для своего времени и места: смешанную кладку с плинфой, арочные завершения фасадов, круглые барабаны под куполами, скромный декор в виде плоских лопаток, золочение, резьбу, меандровые орнаменты.

«Для вящего благолепия» освятить новую церковь прибыл из Константинополя митрополит Никифор, который преподнес киевлянам мощи святой великомученицы Варвары. В синопсисе дар византийского гостя назван приданным греческой царевны, неизвестно когда и где обвенчавшейся со Святополком. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнение, поскольку, согласно всем остальным источникам, киевский князь венчался один раз, а именно в 1094 году, взяв в жены дочь половца Тугоркана.

К XVII веку собор обветшал и уже не соответствовал высокому статусу. В течение всего столетия его переделывали, дополняли пристройками, украшали деталями в неоклассическом стиле. К западной части храма, около входа, пристроили два двухэтажных объема с коринфскими колоннами и разнообразными по форме картушами, в обрамлении которых поместили живописные композиции. Модная отделка в виде лепного орнамента, картушей, фигурных щипцов и фронтонов, коринфских колонн свидетельствует о том, что реставрацией здания занимался специалист, возможно выпускник Петербургской академии художеств. Лепнина, наличники окон, капители и скульптурные орнаменты исполнены знаменитым киевским зодчим И. Г. Григоровичем-Барским.

Святой Георгий, поражающий змия. Рельеф Михайловского Златоверхого собора

Тем не менее главным украшением Михайловского Златоверхого собора всегда были иконы, фрески и мозаики. Произведения неизвестных мастеров, сегодня отнесенные к лучшим образцам древнерусского искусства, не решились уничтожить вместе со стенами.

При разборке здания часть убранства была перенесена в Софийский собор, где благополучно сохранилась до наших дней. Великолепная мозаика с изображением Дмитрия Солунского ныне украшает зал Третьяковской галереи. В Киеве остались мозаичная композиция «Евхаристия», изображения архидиакона Стефана и Фаддея, фрески с ликами святого Николая, первосвященника Захария, сцены «Благовещение» и фрагменты нескольких росписей.

Художественное оформление Михайловского храма наглядно свидетельствует о развитии русской живописи, ее постепенном освобождении от византийских канонов. Если в росписях Софии русские мастера участвовали в качестве помощников, то в украшении Михайловского Златоверхого собора они работали с греками на равных. Стиль фресок и мозаик отражает первые самостоятельные замыслы и решения киевских художников, что заметно по свободным позам, разнообразным и глубоко индивидуальным жестам, по стройным, чуть удлиненным фигурам, окутанным изящными драпировками. Не принятая в религиозной живописи динамика отличает михайловские фрески от статичных композиций Софийского собора. Живопись киевского храма создавалась всего на 85 лет раньше, но различие стилей производит впечатление того, что прошли века.

Михайловский художник очертил овалы лиц темным контуром. Оттененные тонкими линиями, выразительные и глубоко индивидуальные лики апостолов представляют собой законченные портреты. Волосы святых трактованы орнаментально, зато красиво и разнообразно. С удивительным для того времени мастерством написаны отдельные фигуры и вся сцена в целом.

Особенно привлекает декоративная трактовка образа Стефана, одетого в белый плащ с ниспадающими складками. Представленный на золотистом фоне, он смотрит прямо на зрителя. Эту мозаику отличает гармония холодных, мерцающих на свету белых тонов с теплыми охристо-зелеными бликами в тенях.

Мозаики с изображениями Фаддея и Стефана построены на контрастном сочетании цвета. Иначе решен образ Дмитрия Солунского - небесного покровителя князя Изяслава. Здесь в цветовой композиции преобладает охристый тон, подчеркнувший нежность голубых, розовых, красных и фиолетовых оттенков. Создатель наделил своих героев слегка раскосыми глазами, с особой тщательностью выписал руки с тонкими изящными кистями. Поразительное сходство всех главных персонажей определяют плотные насыщенные краски, широкие золотые пробелы, скрытая динамика фигур.

Архидиакон Стефан. Мозаика Михайловского Златоверхого собора

В творчестве создателей михайловских фресок выразилось народное самосознание, моральные и эстетические идеалы передовой в отношении искусства эпохи, предшествующей татаро-монгольскому игу. В пору правления Святополка Киев перестал быть столицей единого государства, но утрата политического значения не привела к упадку в культуре. В городе работали иконописные мастерские, возводились каменные храмы, которые, однако, во многом уступали монументальным сооружениям времен Ярослава.

После смерти Святополка к Владимиру Всеволодовичу (1053–1125) прибыли послы от киевских бояр, чтобы просить черниговского князя принять киевский стол: «Поиди в Киев! Если же не придешь, то знай, что великое зло воздвигнется… и будешь ответ иметь, если разграбят из-за тебя монастыри».

Архангел Гавриил. Фреска Михайловского Златоверхого собора

Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха оставил после себя громкую славу и добрую память.

В пору черниговского княжения он успешно боролся с половцами, вятичами, торками, князьями-изгоями Ростиславичами, сохранял верность Святополку, не принимая во внимание неприязнь к нему киевлян. Не желая пользоваться своим положением, после смерти отца он не занял Киев, а пригласил на великокняжеский стол двоюродного брата, уважая его старшинство по возрасту и положению в семье.

Владимир торжественно въехал в Киев 20 апреля 1113 года. Его благоразумная политика сдерживала ссоры удельных князей, которые хотя и вынужденно, но все же примирились между собой. По замечанию Берлинского, «чужестранные государи его почитали, половцы не смели и подумать о том, чтобы беспокоить российские пределы, усмиренные волжские булгары соглашались на всякие предписания. Даже император греческий Алексей Комнин искал у великого князя защиты от крестоносцев и турков».

Подробного жизнеописания Владимира не существует, но некоторые факты его биографии отражены в преданиях. В одном из них рассказано о походе в Тавриду, где князь убил в поединке генуэзского князя, за что получил прозвище Мономах, то есть «единоборец». К полулегендарным сведениям относится история его венчания на царство, устроенного византийским императором.

Константинопольский посланец митрополит Неофит привез Владимиру бармы и шапку деда Константина Мономаха, вручив князю царские регалии во время торжества в Софийском соборе. Впоследствии все московские государи при венчании на царство покрывали голову шапкой Мономаха.

Княжение Владимира стало эпохой расцвета русской культуры. При нем в Киеве строились каменные палаты, церкви с прекрасной живописью и фресками. Именно тогда на Руси появился первый фундаментальный мост, соединивший берега Днепра.

Мономах щедро одаривал духовенство, помня о том, что священники помогли ему занять киевский престол. Последние годы жизни князь провел «у милой своему сердцу церкви, на реке Альте».

К старости он стал слезлив и богобоязнен. Жалкий, постоянно молившийся старец мало напоминал отважного красавца, воина, каким Владимир был в молодости. Незадолго до его смерти в Киеве случилось землетрясение. В древности это бедствие не являлось чем-то исключительным, и его последствия были не так страшны, как случившийся вскоре пожар, погубивший весь Подол и большую часть города. На фоне великих несчастий смерть князя уже не выглядела трагедией. «Украшенного достоинствами, славного победами, известного во всех землях» владыку помянули добрым словом и с почестями похоронили в Софийском соборе.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Михайловский Николай Константинович Михайловский (Николай Константинович) – выдающийся публицист, социолог и критик. Род. 15 ноября 1842 г. в Мещовске, Калужской губ., в бедной дворянской семье. Учился в горном корпусе, где дошел до специальных классов. Уже в 18 лет выступил на

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК Опала и отчуждение были уделом будущего российского императора Павла I при жизни его матери, императрицы Екатерины II. Отсюда и развилось его нетерпимое отношение ко всему «екатерининскому»: наследник российского престола не любил Царское Село, часто

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК Недолгое пребывание Мальтийского ордена в России сопровождалось передачей рыцарям ряда зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Иоаннитам отдали церковь Рождества Иоанна Предтечи, выстроенную архитектором Ю. Фельтеном на Каменном острове: в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

автора

МИХАЙЛОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК Переулок проходит от Балтийской улицы до улицы Швецова в Кировском районе. Его название известно с 1910 года.Поскольку несколько соседних проездов носили или носят имена в честь русских писателей и поэтов – Лермонтовский, Тургеневский переулки,

Из книги автора

МИХАЙЛОВСКИЙ ПРОЕЗД Этот проезд находится в Апраксином дворе, он начинается от Чернышевского проезда и выходит к Апраксину переулку между домами № 16 и 18. Название возникло после реконструкции Апраксина двора после страшного пожара 1862 года и происходит, по-видимому, от

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Михайловский проезд Этот проезд находится в Апраксином дворе, он начинается от Чернышёвского проезда и выходит к Апраксину переулку между домами № 16 и 18. Название возникло после реконструкции Апраксина двора после страшного пожара 1862 года и происходит, по-видимому, от

Из книги автора

ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906) (псевдоним Гарин). Русский писатель. Автор тетралогии «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»; пьес «Орхидея», «Деревенская драма», «Зора»; сборника «Корейские сказки»;

Побывав в Софийском соборе нельзя не посетить и Михайловский Златоверхий собор. Он сверкает позолоченными куполами напротив Софии:

К сожалению, древний собор не сохранился, и тот, который мы сейчас видим, отстроен практически заново и открыт в 1999 году.

В рассказе я буду использовать материалы сайта " ", относящиеся к Михаловскому собору, помечая их италиком и ссылками на страницы сайта.

С древних времен св. Михаила принято считать патроном украинской столицы.
Михайловский собор не является самым первым храмом, посвященным этому святому. Он появился в XII веке.
Основан внуком Ярослава Мудрого князем Святополком Изяславичем. «Повесть временных лет» датирует начало строительства храма 1108 годом.
Строительство длилось пять лет и завершилось в 1113 году. Михайловский Златоверхий собор был одной из трех церквей, входивших в состав Свято-Дмитриевского монастыря. Со временем святая обитель стала называться по имени своего главного храма - Михайловским Златоверхим монастырем.
()

Строили его по византийской традиции и по византийской же украшали – богатыми мозаиками и фресками. Жена Святополка – византийская принцесса Варвара – привезла в Киев в приданое мощи Великомученицы Варвары. Местом хранения святыни избрали Михайловский храм.
С самого начала Михайловская церковь была однокупольной и среди других церквей Киева выделялась тем, что купол был позолочен. Отсюда и название собора и монастыря – Золотоверхий. Забегая наперед, скажем, что семикупольным, таким, как мы его знаем сегодня, собор стал только в XVIII веке.
(Собор-феникс)

В XVII ст. Киевский митрополит и игумен монастыря Иов Борецкий превращает монастырь в резиденцию митрополита, оставляет в наследство средства для строительства колокольни, появившейся в начале XVIII ст. Монастырю покровительствовали Петр Могила, гетманы Иван Выговский, Демьян Многогрешный и Иван Мазепа, давший средства на серебрянную с позолотой раку для мощей Варвары. А Иван Скоропадский пожертвовал резной с позолотой иконостас и позолоченный горельеф Архистратига Михаила, который установили на фронтоне собора. В дальнейшем на средства российских вельмож и лично Петра I построили Катерининский придел и возвели шесть куполов. (Собор-феникс)

Площадь перед въездом в Михайловский монастырь стала называться Михайловской. В современных размерах она сформировалась в первой половине XIX века в процессе генеральной реконструкции Киева, а после возведения в 1854--1857 годах Присутственных мест окончательно отделилась от Софийской площади.
Советская власть переименовала Михайловскую площадь в Правительственную – согласно тогдашним амбициозным градостроительным планам, ей предстояло стать площадью №1 в Украине. Ради этой затеи снесли Михайловский Златоверхий собор, а также стоявшую неподалеку Трехсвятительскую церковь, на месте которой возвели полукруглое здание – нынешнюю резиденцию МИД Украины.
(Михайловские церкви и монастырь)

Однако, сменив вереницу названий, главной площадью страны Михайловская так и не стала. В 1992 году ей вернули историческое название. (Михайловские церкви и монастырь)

Так выглядел Михайловский собор после того, как в 1937 году его разрушили (на фото подпись сайта, с которого оно взято):

А так собор выглядит сегодня:

Купола собора действительно ярко горят на солнце:

Как раз в наш приезд был праздник Святой Троицы. Собор в отличие от московских храмов, которые украшают березовыми ветками, был украшен кленовыми. Фоторафировать внутри собора нельзя, к тому же шла служба. Можно посмотреть вход:

Рядом находится трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713 год)

По всей видимости это - Андрей Первозванный, который по легенде в 1-ом веке прошел через киевские земли, поставил крест на одном из холмов и предсказал появление Киева:

Территория монастыря:

Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.
Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи.
(Туристический сайт)

Когда рушили собор, то большинство фресок и мозаик было вывезено из Киева. Сейчас их можно найти в Москве, Петербурге и некорых других городах. В 2000-х годах Украине вернули часть фресок общим числом 11. Чтобы хотя бы немного представить как выглядели мозаики собора я покажу копии, находящиеся сейчас в Черниговском музее. Вот Св. Стефан:

Борис и Глеб:

В это может и не копия, а подлинная мозаика из Михайловского собора:

Вход в монастырь украшен фресками. Вот одна из них:

Рядом расположен памятник голодомору 30-х годов:

На площади перед собором стоит памятник княгине Ольге:

Она первая приняла христианство еще до крещения Руси. Памятник был открыт в 1911 году на том месте, где прогрессивная общественность Киева хотела поставить памятник Тарасу Шевченко. "Кавалер должен уступить место даме", - шутил тогда городской голова Ипполит Дьяков. В середине скульптурной группы стоит Ольга:

А по бокам от нее Андрей Первозванный, указывающий на "святые горы киевские" и славянские просветители Кирилл и Мефодий:

Автором памятника является известный скульптор Кавлеридзе. В Киеве мы часто слышали эту фамилию.
Первоначально памятник был сделан из бетона.
Несмотря на то, что открытие памятника было посвящено пребыванию в Киеве царского двора, оно прошло без надлежащей праздничности из-за покушения на Столыпина, произошедшего на днях. Да и "жить" тому монументу суждено было недолго. Фигуру Ольги демонтировали через семь лет и закопали здесь же, в сквере. Что касается боковых скульптур, то их закрыли досками. Вскоре, возобновляя историческую справедливость, на пустом центральном постаменте поставили бюст Шевченко. Однако после того как доски со стоящих рядом фигур народ растянул на дрова, общая композиция оказалась, мягко говоря, странной, и памятник сняли полностью.
Ныне скульптуры княгини Ольги, просветителей Кирилла и Мефодия, а также Андрея Первозванного живут второй жизнью. В мае 1996 года на Михайловской площади открылась белоснежная мраморная копия памятника, восстановленного по фото и воспоминаниям старожилов.
(

Михайловский Златоверхий монастырь - один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716-1719 годы). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.


Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.

Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом - Изяславом I (в крещении Димитрием).

Возведённый в 1108-1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу - небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.

Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом.

Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

Вид Михайловского собора до революции.

Златоверхий Михайловский собор и колокольня. Литография. 1911 г.

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.

Михайловская площадь. Почтовая открытка 1913 г.

С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки.

Блок марок, посвященный храму

В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.

Площадь перед въездом в Михайловский монастырь стала называться Михайловской. В современных размерах она сформировалась в первой половине XIX века в процессе генеральной реконструкции Киева, а после возведения в 1854 - 1857 годах Присутственных мест окончательно отделилась от Софийской площади.

Вход в монастырь украшен фресками.

Рядом расположен памятник голодомору 30-х годов.

На площади возле Михайловского собора расположена Дипломатическая академия Украины, а перед ней памятник княгине Ольге, Апостолу Андрею, Кириллу и Мефодию. Памятник был открыт 4 сентября 1911 года. Празднование проходило довольно скромно, так как в одной из больниц города умирал смертельно раненый в Национальной опере Украины Пётр Аркадьевич Столыпин.

На постаменте из розового гранита, в центре было расположено скульптурное изображение княгини: слева, на возвышении, стояла скульптура апостола Андрея Первозванного, указывающего на «Святые горы киевские», справа на возвышении - скульптура сидящих просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия.
На постаменте княгини Ольги надпись: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу», ниже следовала другая надпись: «Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911».
Красивейший памятник просуществовал не долго. Современный монументальный ансамбль княгине Ольге был торжественно открыт 25 мая 1996 года в День Киева.

На территории монастыря сохранилось всего одно здание еще с дореволюционных времен и оно очень отличается от всего остального.
Трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713 год).

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.

Лев Римский, Григорий Двоеслов, Сильвестр Римский. Михайловский Златоверхий собор. Роспись в алтарной части. Выполнена в соавторстве с заслуженым деятелем искусств украины Генрихом Нечипоренко.

Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.

Михайловский Златоверхий собор. Мозаичные иконы

Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи.

Дмитрий Солунский.1108-1113.

Архидьякон Стефан.

Разборка и снос собора осуществлялись в 1934-1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934-35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую абсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.

Мозаика "Святая Евхаристия". Это одна из оригинальных мозаик Златоверхого Михайловского монастыря, хранящихся в Софийском соборе Киева.

Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) - один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

То, что храм воссоздан на более высоких уровнях, видно на фотографии внизу, где показан раскоп до уровня пола предыдущего храма.

На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.

Киворий в монастырском дворе был построен заново в середине 1990-х годов.
Внутри кивория каменная чаша монастырского источника, он украшен золоченым куполом, фресковой живописью и полуколоннами.

Беседка над источником выполненна в стиле украинского барокко, в одном стиле и цветовой гамме (нежный бело-голубой с золотом) с главным храмом Михайловского монастыря - Михайловского Златоверхого собора.

На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

Михайловский Златоверхий монастырь - один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716-1719 годы).

Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция. Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. Это был последний храм, украшенный мозаиками. После него в Киевском государстве мозаиками храмы уже не украшали, потому что это очень сложный и дорогой вид работ.

Главной святыней собора были мощи святой великомученицы Варвары (умерла в 306 году). По легенде, в Киев мощи Святой Варвары привезла жена Святополка – царевна Варвара, дочь византийского императора Алексея Комнина, хотя это неточные сведения. Некоторые историки считают, что у императора Алексея Комнина вообще не было дочери Варвары, а женой Святополка была дочь чешского князя.

Как известно, Михайловская площадь, главной площадью страны так и не стала. Монастырь простоял в руинах до развала СССР. В 1992 году площади вернули историческое название, а в 1997 году за восстановление собора взялось государство.

ИСТОРИЯ МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ В КИЕВЕ

Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.

Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом - Изяславом I (в крещении Димитрием).

Возведённый в 1108-1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу - небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей. В нем был похоронен сам Святополк Изяславич вместе со своей женой Варварой (дочерью византийского императора Алексея Комнина).

Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.

С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.

Разборка и снос собора осуществлялись в 1934-1936 годах. Мощи великомученицы Варвары с начала 1960-х годов покоятся во Владимирском соборе. В 1934-35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую апсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МОНАСТЫРЬ В НАШИ ДНИ

Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) - один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Собор был восстановлен таким, каким он был в конце XVIII века. В основном это стало возможным благодаря проведенным профессором Моргилевским тщательным исследованиям архитектуры собора перед самым его разрушением. К восстановлению здания Михайловского Златоверхого Собора привлечены лучшие творческие силы со всей Украины. Над воссозданием каждой детали храма, от камней фундамента, до кружевных крестов венчающих золотые купола, трудились выдающиеся архитекторы, конструкторы, инженеры и строители. Огромное значение уделено возобновлению былого великолепия внутреннего убранства собора. Творческий подход, большое умение и знание своего дела проявили художники, скульпторы, резчики по дереву, почти «с нуля» воссоздавшие сложные композиции стенных росписей и декоративных орнаментов, ажурное кружево золотого барочного иконостаса и рельефы сверкающих мраморных балюстрад.

Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

C 2001 года министерство культуры РФ осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение министерства культуры Украины. 15 июля 2008 года возвращенные Россией фрески были выставлены.

На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.

На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

Адрес монастыря: ул. Трехсвятительская, 6, Михайловская площадь, рядом с верхней станцией фуникулера

Как доехать: доехать до ст. метро Майдан Незалежности, спуститься вниз по ул. Михайловской до Владимирского проезда и свернуть направо; доехать до ст. метро Почтовая площадь, по Владимирскому спуску дойти до Европейской площади, свернуть на ул. Трехсвятительскую

ФОТОГРАФИИ МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ





Покровителя города. Кроме несомненных художественно-архитектурных достоинств собора, его особенностью является то, что он был первым на Руси храмом, купола которого покрывало золото. Это и дало название всему монастырскому комплексу.

Собор, возведённый князем Святополком

Принято полагать, что строительство монастыря связано с именем киевского митрополита Михаила, выдающегося церковного деятеля X века. Однако возведение знаменитого златоверхого собора началось лишь спустя столетие, во времена правления князя Приняв крещение, он был наречён Михаилом, и возведение храма стало знаком его смиренного преклонения перед дарованным ему небесным покровителем.

Возведённый благочестивым князем, собор занимал немаловажное место в жизни горожан, так как Киев находился под небесным покровительством архангела Михаила. Неслучайно Свято-Михайловский Златоверхий монастырь, в комплекс которого он входил, с XII века стал местом захоронения лиц княжеского рода. Это был своего рода пантеон, запечатлевший на своих могильных плитах значительный период истории Киевской Руси.

Первые золотые купола на Руси

В 1108 году свершилось знаменательное событие в жизни монастыря: из византийской столицы Константинополя были перенесены в него мощи великомученицы Варвары, ставшие главной святыней обители. К этому же периоду исследователи относят и рождение новой по тем временам архитектурной традиции золочения куполов. Церковь святого архангела Михаила была первой на Руси, где зодчие осуществили это новшество.

Нашествие татар и польская юрисдикция

Тяжело отразились на судьбе обители годы нашествия иноплеменных завоевателей. Среди них наибольший ущерб монастырю причинили полчища татар, захватившие Киев в 1482 году. Ими были разрушены многие постройки на территории обители и уничтожены бесценные памятники древнерусской живописи и письменности.

Когда Михайловский Златоверхий монастырь, вместе со всем Киевом, попал под юрисдикцию польских королей, ему были жалованы грамоты, дававшие право самостоятельно избирать игуменов и обеспечивавшие независимость от церковной власти митрополитов и произвола воевод. Это послужило толчком к его развитию, и, как следует из исторических документов той эпохи, к середине XVI века обитель становится крупнейшим и богатейшим религиозным центром Киева.

Борьба с униатами

Свидетелем драматических событий Михайловский Златоверхий монастырь стал в начале XVII века, когда король Польши передал его во владение униатов - представителей греко-католической церкви, пытавшейся распространить своё влияние на территорию южных и юго-западных районов России.

Их попыткам овладеть монастырём и принадлежащими ему имениями положили конец казаки, с оружием в руках вставшие на защиту отеческих святынь.

Кровь защитников обители пролилась не зря. Благодаря их мужеству монастырь остался в ведении православной церкви, а его игумен Иов Борецкий был возведён в митрополиты. Оставшись жить в стенах обители, он тем самым значительно повысил её статус, сделав на долгие годы постоянной митрополичьей резиденцией.

События XVII-XVIII веков

Очередным важным этапом в жизни обители стал 1654 год, когда произошло присоединение Киева и подвластных ему территорий к Российскому государству. Несмотря на то что Михайловский Златоверхий монастырь лишился части своих земельных имений, ставших собственностью Речи Посполитой, эта потеря была с лихвой возмещена гетманами и казацкими старшинами, отписавшими во владение монахов значительные территории, расположенные в Начиная с 1800 года монастырь стал также резиденцией викариев киевской епархии.

В период XVII-XVIII веков весь комплекс зданий подвергся значительной перестройке в модном для того времени стиле барокко. В результате проведённых работ древнюю, ещё домонгольскую церковь включил в себя собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. От неё остались лишь алтарные абсиды, фрагменты стен и центральный купол. Особое внимание было уделено старинным мозаикам и фрескам, украшавшим стены храма. Достаточно изученные искусствоведами, они были впоследствии расчищены и отреставрированы.

Вспоминая дореволюционную историю монастыря, нельзя не упомянуть принадлежавший ему скит, построенный недалеко от Киева, и находившийся поблизости от него одноименный женский монастырь, переведённый в 1712 году на Подол. Эта святая обитель была также основана в честь небесного покровителя города - архангела Михаила.

Ни от татарских полчищ, ни от иноземных завоевателей Михайловский Златоверхий монастырь не понёс таких невосполнимых утрат, как от собственных граждан, охваченных в советский период атеистическим безумием. Когда столица УССР была перенесена из Харькова в Киев, и потребовалось много места для строительства административных зданий, республиканские власти распорядились снести старинный собор.

Несмотря на все попытки искусствоведов спасти от разрушения уникальный памятник старины, в 1934-1936 году были проведены работы по его демонтажу. Мозаики и фрески Михайловского собора Златоверхого монастыря удалось частично спасти. Они были укреплены на новом основании и помещены в Софийском соборе, расположенном в центре Киева.

Православные святыни, ставшие музейными экспонатами

Для сохранения мозаичного панно «Евхаристия» пришлось построить в помещении выставочного зала Софийского собора стену, в точности воспроизводящую очертания алтарной абсиды Михайловского храма. Прочие фрагменты мозаики и фресок вошли в коллекции музеев Москвы, Ленинграда и Киева.

В период немецкой оккупации мозаика и фрески, украшавшие некогда Михайловский Златоверхий монастырь, были вывезены в Германию. По окончании войны они вернулись в нашу страну, но уже не на берега Днепра, а в музейные фонды других городов. Мощи на протяжении многих веков являвшиеся главной святыней монастыря, с начала шестидесятых годов покоятся во Владимирском соборе Киева. Михайловского Златоверхого монастыря можно было увидеть в Москве, Ленинграде и Новгороде.

Следует констатировать весьма печальный факт. План строительства административного здания на том месте, где прежде находился главный собор Михайловского Златоверхого монастыря, так и не был реализован. Уничтожив ценнейший памятник древнерусского храмового зодчества, власти оставили на его месте пустырь, в течение всего советского периода свидетельствовавший об их варварском отношении к собственной истории.

Возрождённая святыня

Восстановленный в конце девяностых годов по проекту архитектора Ю. Лисицкого, храм был торжественно открыт 30 мая 1999 года. В него вернулись многие предметы былого убранства, хранившиеся до той поры в музеях страны, а фронтон украсила копия старинной скульптуры архангела Михаила.

На колокольне, воссозданной по старинным изображениям, установили современный музыкальный инструмент - карильон. С его помощью профессиональные музыканты исполняют сложные духовные композиции.